ЛОГО

Концепт Проект, ООО

Комплексные проектные и правовые решения

Новости и публикации

Процедура подключения к сетям газоснабжения измененена

 

В рам­ках умень­ше­ния коли­че­ства адми­ни­стра­тив­ных про­це­дур в стро­и­тель­стве и улуч­ше­ния инве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та в стране в послед­ние годы в Рос­сии актив­но ведет­ся рабо­та по опти­ми­за­ции про­цес­са под­клю­че­ния (тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния) объ­ек­тов стро­и­тель­ства к инже­нер­ным сетям газо­снаб­же­ния, водо­снаб­же­ния и водо­от­ве­де­ния, теп­ло­снаб­же­ния и элек­тро­снаб­же­ния.

Напом­ним, что сокра­ще­ние бюро­кра­тиз­ма в про­це­ду­рах под­клю­че­ния к инже­нер­ным сетям — одно из направ­ле­ний в сфе­ре раз­ре­ши­тель­ных про­це­дур в стро­и­тель­стве, где наша стра­на за послед­нее вре­мя доби­лась впе­чат­ля­ю­щих успе­хов. Как ранее сооб­щал пор­тал ЕРЗ, в рей­тин­ге Все­мир­но­го бан­ка Doing Business за 2016 год Рос­сия впер­вые вошла в ТОП-10 самых «про­дви­ну­тых» стран по под­клю­че­нию к сетям.
30.01.2018 при­ня­то Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ №82 «О вне­се­нии изме­не­ний в неко­то­рые акты Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции по вопро­сам совер­шен­ство­ва­ния поряд­ка под­клю­че­ния объ­ек­тов капи­таль­но­го стро­и­тель­ства к газо­рас­пре­де­ли­тель­ным сетям и повы­ше­ния эффек­тив­но­сти энер­ге­ти­че­ской инфра­струк­ту­ры».

Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 30.01.2018 №82 внес­ло изме­не­ния в ряд нор­ма­тив­ных пра­во­вых актов, регу­ли­ру­ю­щих про­цесс под­клю­че­ния к сетям газо­снаб­же­ния.

В част­но­сти, изме­не­ния вне­се­ны в:

  • Пра­ви­ла под­клю­че­ния (тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния) объ­ек­тов капи­таль­но­го стро­и­тель­ства к сетям газо­рас­пре­де­ле­ния, утвер­жден­ные Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 30.12.2013 №1314 «Об утвер­жде­нии Пра­вил под­клю­че­ния (тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния) объ­ек­тов капи­таль­но­го стро­и­тель­ства к сетям газо­рас­пре­де­ле­ния, а так­же об изме­не­нии и при­зна­нии утра­тив­ши­ми силу неко­то­рых актов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции»
  • Основ­ные поло­же­ния фор­ми­ро­ва­ния и госу­дар­ствен­но­го регу­ли­ро­ва­ния цен на газ, тари­фов на услу­ги по его транс­пор­ти­ров­ке и пла­ты за тех­но­ло­ги­че­ское при­со­еди­не­ние газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния к газо­рас­пре­де­ли­тель­ным сетям на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции, утвер­жден­ные Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 29.12.2000 №1021 «О госу­дар­ствен­ном регу­ли­ро­ва­нии цен на газ, тари­фов на услу­ги по его транс­пор­ти­ров­ке и пла­ты за тех­но­ло­ги­че­ское при­со­еди­не­ние газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния к газо­рас­пре­де­ли­тель­ным сетям на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции;
  • Стан­дар­ты рас­кры­тия инфор­ма­ции субъ­ек­та­ми есте­ствен­ных моно­по­лий, ока­зы­ва­ю­щи­ми услу­ги по транс­пор­ти­ров­ке газа по тру­бо­про­во­дам, утвер­жден­ные Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 29.10.2010 №872 «О стан­дар­тах рас­кры­тия инфор­ма­ции субъ­ек­та­ми есте­ствен­ных моно­по­лий, ока­зы­ва­ю­щи­ми услу­ги по транс­пор­ти­ров­ке газа по тру­бо­про­во­дам».

Сле­ду­ет отме­тить, что наря­ду с элек­три­че­ством, под­клю­че­ние к газо­рас­пре­де­ли­тель­ным сетям — один из важ­ней­ших и часто исполь­зу­е­мых про­цес­сов под­клю­че­ний в Рос­сии (исклю­че­ние состав­ля­ет Москва и Санкт-Петер­бург). В свя­зи с этим про­сто­та и про­зрач­ность про­це­дур по под­клю­че­нию к газу ока­зы­ва­ет суще­ствен­ное зна­че­ние на инве­сти­ци­он­ный кли­мат в Рос­сий­ской Феде­ра­ции в целом.

Основные новеллы Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 №82

Уточ­не­на диф­фе­рен­ци­а­ция заяви­те­лей по объ­е­му тре­бу­е­мой мощ­но­сти, рас­сто­я­нию до суще­ству­ю­щих газо­рас­пре­де­ли­тель­ных сетей и дав­ле­нию газа в них, улуч­ше­на юри­ди­че­ская тех­ни­ка изло­же­ния дан­ных норм.

Заяви­те­ли раз­де­ле­ны на три типа:

  • «заяви­те­ли пер­вой кате­го­рии» — заяви­те­ли, мак­си­маль­ный часо­вой рас­ход газа газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния кото­рых не пре­вы­ша­ет 20 куб. м в час вклю­чи­тель­но с уче­том рас­хо­да газа газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния, ранее под­клю­чен­но­го в дан­ной точ­ке под­клю­че­ния объ­ек­та капи­таль­но­го стро­и­тель­ства, при усло­вии, что рас­сто­я­ние от газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния до сети газо­рас­пре­де­ле­ния газо­рас­пре­де­ли­тель­ной орга­ни­за­ции, в кото­рую пода­на заяв­ка, с про­ект­ным рабо­чим дав­ле­ни­ем не более 0,3 МПа, изме­ря­е­мое по пря­мой линии (наи­мень­шее рас­сто­я­ние), состав­ля­ет не более 200 м и сами меро­при­я­тия по под­клю­че­нию (тех­но­ло­ги­че­ско­му при­со­еди­не­нию) пред­по­ла­га­ют стро­и­тель­ство испол­ни­те­лем до точ­ки под­клю­че­ния газо­про­во­дов-вво­дов (без необ­хо­ди­мо­сти выпол­не­ния меро­при­я­тий по про­клад­ке газо­про­во­дов бес­тран­шей­ным спо­со­бом) и устрой­ство домо­во­го регу­ля­тор­но­го пунк­та (при необ­хо­ди­мо­сти), за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда пла­та за тех­но­ло­ги­че­ское при­со­еди­не­ние уста­нав­ли­ва­ет­ся по инди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту;
  • «заяви­те­ли вто­рой кате­го­рии» — заяви­те­ли, мак­си­маль­ный часо­вой рас­ход газа газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния кото­рых состав­ля­ет менее 500 куб. м в час и (или) про­ект­ное рабо­чее дав­ле­ние в при­со­еди­ня­е­мом газо­про­во­де — менее 0,6 МПа вклю­чи­тель­но, в слу­ча­ях, если про­тя­жен­ность стро­я­щей­ся (рекон­стру­и­ру­е­мой) сети газо­рас­пре­де­ле­ния до точ­ки под­клю­че­ния, изме­ря­е­мая по пря­мой линии (наи­мень­шее рас­сто­я­ние), состав­ля­ет не более 500 м в сель­ской мест­но­сти и (или) не более 300 м в гра­ни­цах город­ских посе­ле­ний и (или) ука­зан­ная сеть газо­рас­пре­де­ле­ния про­ле­га­ет по тер­ри­то­рии не более чем одно­го муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда пла­та за тех­но­ло­ги­че­ское при­со­еди­не­ние уста­нав­ли­ва­ет­ся по инди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту;
  • «заяви­те­ли тре­тьей кате­го­рии» — заяви­те­ли, мак­си­маль­ный часо­вой рас­ход газа газо­ис­поль­зу­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния кото­рых состав­ля­ет менее 500 куб. м в час и (или) про­ект­ное рабо­чее дав­ле­ние в при­со­еди­ня­е­мом газо­про­во­де — менее 0,6 МПа, в слу­ча­ях, если про­тя­жен­ность стро­я­щей­ся (рекон­стру­и­ру­е­мой) сети газо­рас­пре­де­ле­ния до точ­ки под­клю­че­ния, изме­ря­е­мая по пря­мой линии (наи­мень­шее рас­сто­я­ние), состав­ля­ет более 500 м в сель­ской мест­но­сти и (или) более 300 м в гра­ни­цах город­ских посе­ле­ний и (или) ука­зан­ная сеть газо­рас­пре­де­ле­ния про­ле­га­ет по тер­ри­то­ри­ям двух и более муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда пла­та за тех­но­ло­ги­че­ское при­со­еди­не­ние уста­нав­ли­ва­ет­ся по инди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту.

При этом сохра­не­но и общее опре­де­ле­ние заяви­те­ля, посколь­ку за пре­де­ла­ми клас­си­фи­ка­ции оста­лись «нети­по­вые» заяви­те­ли, под­клю­ча­е­мые по инди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту. К пер­вой кате­го­рии отно­сят­ся физи­че­ские лица, а так­же пред­ста­ви­те­ли мало­го биз­не­са. Иные пред­при­ни­ма­те­ли и застрой­щи­ки жилых ком­плек­сов отно­сят­ся ко 2‑й или 3‑й кате­го­ри­ям заяви­те­лей. Исхо­дя из пред­став­лен­ной диф­фе­рен­ци­а­ции заяви­те­лей, для каж­дой из кате­го­рий уста­нав­ли­ва­ют­ся свои сро­ки рас­смот­ре­ния заявок на под­клю­че­ние, испол­не­ния меро­при­я­тий по под­клю­че­нию, а так­же сро­ки опла­ты заяви­те­лем пла­ты за под­клю­че­ние.

Суще­ствен­ное зна­че­ние в пред­став­лен­ных изме­не­ни­ях име­ет уточ­нен­ная про­це­ду­ра выда­чи тех­ни­че­ских усло­вий и заклю­че­ния дого­во­ра о под­клю­че­нии. Напри­мер, появи­лась зако­но­да­тель­но уста­нов­лен­ная воз­мож­ность подать доку­мен­ты в элек­трон­ном виде через сайт ресур­со­снаб­жа­ю­щей орга­ни­за­ции.

Сокра­ще­ны и диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны сро­ки рас­смот­ре­ния заяв­ки и направ­ле­ния дого­во­ра о под­клю­че­нии на под­пи­са­ние от испол­ни­те­ля заяви­те­лю и сро­ки осу­ществ­ле­ния меро­при­я­тия по под­клю­че­нию. Так, общий срок направ­ле­ния дого­во­ра на под­пи­са­ние заяви­те­лю уста­нав­ли­ва­ет­ся в 15 рабо­чих дней, а в слу­чае отсут­ствия необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства газо­про­во­да до гра­ниц земель­но­го участ­ка заяви­те­ля дого­вор дол­жен быть направ­лен заяви­те­лю в тече­ние 5 дней от даты пода­чи заяв­ки. Срок в 30 дней уста­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко для слу­ча­ев рас­смот­ре­ния заявок заяви­те­лей 2‑й и 3‑й кате­го­рий, если при выпол­не­нии испол­ни­те­лем меро­при­я­тий по под­клю­че­нию (тех­но­ло­ги­че­ско­му при­со­еди­не­нию) для ука­зан­ных кате­го­рий заяви­те­лей тре­бу­ет­ся направ­ле­ние тре­тьим лицам запро­са о согла­со­ва­нии пере­се­че­ния стро­я­щей­ся (рекон­стру­и­ру­е­мой) сети газо­рас­пре­де­ле­ния с при­над­ле­жа­щи­ми таким лицам объ­ек­та­ми инфра­струк­ту­ры (инже­нер­ны­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми) или согла­со­ва­нии стро­и­тель­ства газо­рас­пре­де­ли­тель­ных сетей на земель­ных участ­ках, при­над­ле­жа­щих тре­тьим лицам на пра­ве соб­ствен­но­сти или на ином закон­ном осно­ва­нии и не нахо­дя­щих­ся в госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти.

Важ­ней­шее изме­не­ние — исклю­че­ние необ­хо­ди­мо­сти ранее обя­за­тельн­но­го для мно­гих поль­зо­ва­те­лей двух­этап­но­го про­хож­де­ния про­це­ду­ры: сна­ча­ла опре­де­ле­ние тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти и полу­че­ние тех­ни­че­ских усло­вий, затем — заклю­че­ние дого­во­ра о под­клю­че­нии.

Эта ситу­а­ция облег­ча­ет жизнь как застрой­щи­кам, так и газо­рас­пре­де­ли­тель­ным орга­ни­за­ци­ям. Для застрой­щи­ков это воз­мож­ность прой­ти одну про­це­ду­ру вме­сто двух, что соот­вет­ству­ет прак­ти­ке под­клю­че­ния к иным видам ресур­сов, для ресур­со­снаб­жа­ю­щих орга­ни­за­ций — эко­но­мия вре­ме­ни.
Нема­ло­важ­ным так­же явля­ет­ся и изме­не­ние, по сути, ста­ту­са пер­вич­ных тех­ни­че­ских усло­вий. Если ранее без нали­чия каких-либо обя­за­тельств со сто­ро­ны заяви­те­ля тех­ни­че­ские усло­вия долж­ны были дей­ство­вать в тече­ние от 2 до 5 лет, то сей­час без заклю­чен­но­го дого­во­ра о под­клю­че­нии тех­ни­че­ские усло­вия будут дей­ство­вать 70 рабо­чих дней. Это поз­во­лит не резер­ви­ро­вать газо­рас­пре­де­ли­тель­ным орга­ни­за­ци­ям боль­шое коли­че­ство мощ­но­сти, потреб­ность в кото­рой не под­твер­жде­на дого­во­ра­ми о под­клю­че­нии.

3. Дора­бо­та­ны стан­дар­ты рас­кры­тия инфор­ма­ции субъ­ек­та­ми есте­ствен­ных моно­по­лий, ока­зы­ва­ю­щи­ми услу­ги по транс­пор­ти­ров­ке газа, а так­же усло­вия инфор­ма­ци­он­но­го обме­на о тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти под­клю­че­ния и необ­хо­ди­мых меро­при­я­ти­ях для раз­ви­тия сети меж­ду газо­рас­пре­де­ли­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и опе­ра­то­ра­ми газо­транс­порт­ной систе­мы меж­ду собой и орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти.

Так, газо­рас­пре­де­ли­тель­ная орга­ни­за­ция еже­квар­таль­но долж­на направ­лять в тех­но­ло­ги­че­ски свя­зан­ные газо­рас­пре­де­ли­тель­ные орга­ни­за­ции и газо­транс­порт­ную орга­ни­за­цию инфор­ма­цию с раз­бив­кой по соот­вет­ству­ю­щим тех­но­ло­ги­че­ски свя­зан­ным объ­ек­там, а в отно­ше­нии маги­страль­ных газо­про­во­дов — по каж­дой точ­ке выхо­да из газо­транс­порт­ной систе­мы, с кото­рой име­ет­ся тех­но­ло­ги­че­ская связь:

  • о коли­че­стве дого­во­ров о под­клю­че­нии и сум­мар­ном мак­си­маль­ном часо­вом рас­хо­де газа заяви­те­лей, мак­си­маль­ный часо­вой рас­ход газа кото­рых менее 300 куб. м (с выде­ле­ни­ем объ­е­мов для быто­вых нужд), раз­дель­но по заклю­чен­ным, рас­торг­ну­тым дого­во­рам о под­клю­че­нии, а так­же по дого­во­рам, по кото­рым осу­ществ­ле­но фак­ти­че­ское при­со­еди­не­ние в истек­шем квар­та­ле;
  • о дого­во­рах о под­клю­че­нии заяви­те­лей с мак­си­маль­ным часо­вым рас­хо­дом газа не менее 300 куб. м, заклю­чен­ных, рас­торг­ну­тых и по кото­рым осу­ществ­ле­но фак­ти­че­ское при­со­еди­не­ние в истек­шем квар­та­ле, с ука­за­ни­ем рек­ви­зи­тов дого­во­ра и мак­си­маль­но­го часо­во­го рас­хо­да газа.

В ана­ло­гич­ные сро­ки направ­ля­ет­ся инфор­ма­ция в орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми о вне­се­нии изме­не­ний в схе­му и про­грам­мы гази­фи­ка­ции. При этом с заяви­те­ля сня­та необ­хо­ди­мость ини­ци­и­ро­вать тако­го рода обмен инфор­ма­ци­ей: он дол­жен про­хо­дить авто­ма­ти­че­ски в силу норм дей­ству­ю­ще­го зако­но­да­тель­ства.

4. Кро­ме ука­зан­ных изме­не­ний так­же уточ­не­ны:

  • пара­мет­ры фор­ми­ро­ва­ния пла­ты за под­клю­че­ние, в том чис­ле сокра­ще­ны сро­ки уста­нов­ле­ния пла­ты по инди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту;
  • сро­ки вне­се­ния пла­ты по дого­во­ру о под­клю­че­нии;
  • усло­вия отка­за в заяв­ке на под­клю­че­ние.

5. Дора­бо­та­ны нор­мы о под­клю­че­нии к газо­рас­пре­де­ли­тель­ным сетям через основ­но­го або­нен­та и посред­ством уступ­ки мощ­но­сти, вве­де­ны пра­ви­ла о вос­ста­нов­ле­нии и пере­оформ­ле­нии доку­мен­тов.

Нор­мы Пра­вил под­клю­че­ния (тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния) объ­ек­тов капи­таль­но­го стро­и­тель­ства к сетям газо­рас­пре­де­ле­ния, кото­рые вызы­ва­ют вопро­сы и тре­бу­ют даль­ней­шей дора­бот­ки:

  • В п. 69 Пра­вил, уста­нав­ли­ва­ю­щем пере­чень доку­мен­тов, при­ла­га­е­мых к заяв­ке о под­клю­че­нии (тех­но­ло­ги­че­ском при­со­еди­не­нии), направ­ля­е­мой испол­ни­те­лю заяви­те­лем, в п.п. «в» ука­за­но, что в слу­чае, если земель­ный уча­сток при­над­ле­жит заяви­те­лю на ином закон­ном осно­ва­нии, заяви­тель пред­став­ля­ет согла­сие соб­ствен­ни­ка земель­но­го участ­ка на исполь­зо­ва­ние это­го участ­ка на пери­од стро­и­тель­ства объ­ек­тов сетей газо­рас­пре­де­ле­ния.
    Необ­хо­ди­мость пред­став­ле­ния допол­ни­тель­но­го доку­мен­та в отно­ше­нии земель­но­го участ­ка, пред­на­зна­чен­но­го для стро­и­тель­ства объ­ек­та, а, соот­вет­ствен­но, и для стро­и­тель­ства необ­хо­ди­мых инже­нер­ных сетей, вызы­ва­ет вопро­сы. Дан­ная нор­ма затро­нет все земель­ные участ­ки, арен­ду­е­мые у муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, осо­бен­но участ­ки ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рий, раз­ви­тия застро­ен­ных тер­ри­то­рий и подоб­ные, а так­же участ­ки, где несколь­ко пред­при­ни­ма­те­лей ведут сов­мест­ную инве­сти­ци­он­ную дея­тель­ность. В ряде слу­ча­ев это может суще­ствен­но затя­нуть про­цесс рас­смот­ре­ния заяв­ки, а, соот­вет­ствен­но, и про­цесс под­клю­че­ния и реа­ли­за­ции про­ек­та в целом.
  • Пунк­том 86 Пра­вил под­клю­че­ния уста­нов­ле­но, что в тече­ние 5 рабо­чих дней после окон­ча­ния раз­ра­бот­ки про­ект­ной доку­мен­та­ции, но не позд­нее дня окон­ча­ния сро­ка, рав­но­го двум тре­тьим сро­ка осу­ществ­ле­ния меро­при­я­тий по под­клю­че­нию (тех­но­ло­ги­че­ско­му при­со­еди­не­нию), уста­нов­лен­ных в дого­во­ре о под­клю­че­нии, испол­ни­тель направ­ля­ет инфор­ма­цию о рас­по­ло­же­нии точ­ки под­клю­че­ния (тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния) заяви­те­лю. Пред­став­ля­ет­ся, что опре­де­лять точ­ку под­клю­че­ния нуж­но не тогда, когда прой­дет 2/3 сро­ка осу­ществ­ле­ния меро­при­я­тий по под­клю­че­нию, а рань­ше, т.к. про­ек­ти­ро­ва­ние дол­жен вести и застрой­щик. А без точ­ки под­клю­че­ния он не смо­жет пра­виль­но осу­ще­ствить меро­при­я­тия по про­ек­ти­ро­ва­нию объ­ек­тов стро­и­тель­ства без рис­ка столк­нуть­ся с пере­про­ек­ти­ро­ва­ни­ем сво­е­го объ­ек­та и под­клю­ча­ю­щих сетей. Дума­ет­ся, что во мно­гих слу­ча­ях опре­де­лить точ­ку под­клю­че­ния мож­но на более ран­ней ста­дии без ущер­ба для чьих бы то ни было инте­ре­сов.

ООО «Кон­цепт Про­ект» осу­ществ­ля­ет ком­плекс­ное юри­ди­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние и сопро­вож­де­ние инве­сти­ци­он­но-стро­и­тель­ных про­ек­тов на всех эта­пах их реа­ли­за­ции

Оставьте комментарий